Рекомендации специалистов

Рекомендации специалистов
Содержание
  • Грипп! Как защититься?
  • Адаптация ребенка
  • Здоровые дети — в здоровой семье
  • Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?
  • Использование сенсорных игр для развития речи
ГРИПП!     КАК   ЗАЩИТИТЬСЯ ?

С наступлением холодного времени года резко возрастает число острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа.

Грипп — это высоко контагиозная вирусная инфекция, распространенная повсеместно. Основные симптомы гриппа: внезапное острое начало заболевания, сопровождающееся резким повышением температуры тела (выше 38ºС), ознобом, головной болью, болью в мышцах, общей слабостью, кашлем.

Возбудители гриппа— вирусы типов А и В, отличаются агрессивностью, исключительно высокой скоростью размножения. За считанные часы после заражения вирус гриппа приводит к глубоким поражениям слизистой оболочки дыхательных путей, открывая возможности для проникновения

в нее бактерий. Это объясняет большее число бактериальных осложнений, возникающих при гриппе.

Также важной особенностью вирусов гриппа является их способность видоизменяться. Практически ежегодно появляются все новые варианты вирусов.

Как защитить себя от гриппа?

                  Существуют специфические и неспецифические меры профилактики гриппа.

Основной мерой специфической профилактики гриппа является вакцинация. Она осуществляется эффективными противогриппозными вакцинами, содержащими актуальные       штаммы вирусов гриппа, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения на  предстоящий эпидсезон.

Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана контингентам из групп риска: детям начиная с 6 месяцев, людям преклонного возраста, страдающим хроническими заболеваниями, медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания, транспорта. Вакцинация проводится не позднее, чем за 2-3 недели до начала эпидемического подъема заболеваемости.

Используйте общие (неспецифические) меры по профилактике гриппа:

·     Избегайте близкого контакта с больными людьми, имеющими признаки заболевания;

·     Сократите время пребывания в местах массового скопления людей и в общественном транспорте

·    Регулярно  мойте руки с мылом или протирайте их специальным средством для обработки рук

  • Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь, и делайте влажную уборку.

  • Пользуйтесь маской в местах скопления людей.

  • Употребляйте в пищу продукты, содержащие витамин С (клюкву, бруснику, лимон и др.), а также блюда с добавлением чеснока, лука.

 В целях повышения устойчивости организма к респираторным вирусам, в том числе, к вирусам гриппа, используйте (по рекомендации врача) различные препараты и средства, повышающие иммунитет.

  • В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе рекомендуется начать прием противовирусных препаратов с профилактической целью (с учетом противопоказаний и согласно инструкции по применению препарата).

  • Придерживайтесь здорового образа жизни, включая полноценный сон, физическую активность, употребление «здоровой» пищи, содержащую витамины и антиоксиданты

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

— Не рекомендуется переносить грипп «на ногах»;

— Своевременное обращение к врачу и раннее начало лечения (первые 48 часов заболевания) снизят риск развития осложнений гриппа.

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО» в городе Сальске

 

                                Детские ошибки. Не обращать

            внимания или поправлять?

 

Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?

Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

 

  • Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость» вместо «сырость».

Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

  • Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить ребенка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
  • Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы.

К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее на     другие.
* Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.

Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.

Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», — предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, — возражает тот, — здесь мало стулов».

 

  • Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

 

Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький, круглый, синий, шершавый, гладкий

и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

Желаем успехов!

Использование сенсорных игр для

развития речи

 

     Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

 

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, — ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

 

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком  — обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

 

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря

 

Игры со свечами

 

  • Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
  • Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
  • Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

 

Игры со льдом.

  • Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.
  • Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

 

Игры со звуками

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки  о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

                          Консультация для воспитателей

                        « Воспитание мальчиков и девочек»

 

Большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделять гендерному воспитанию. Оно чрезвычайно важно как для педагогики, так и в широком смысле для становления подрастающего поколения, взрослого будущего нашей страны.

К большому сожалению, в  большинстве случаев дошкольная педагогика стоит на «усредненных» позициях, ориентируясь на среднестатистического ребенка. Не мальчика или девочку, а именно ребенка. Таким образом, мы теряем будущих Мужчину и Женщину уже в начале пути, в дошкольном детстве. Большинство мальчишек вырастают вялыми, слабыми, капризными, безвольными, в чем-то очень похожими на девочек. В то же время многие девочки к выпуску в школу приобретают такие чисто мальчишеские качества, как лидерство, агрессивность, смелость, бойкость и т. д. В результате сплошь и рядом мы видим детей, не похожих ни на мальчиков, ни на девочек, – эдаких  среднеполых существ со смешанным психофизическим статусом.

Одним из ведущих педагогических принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников  должны иметь свои различия, отражающие особенности   мужественного начала у мальчиков и женственного – у девочек.

В этом плане первое, чему воспитатель (инструктор по физической культуре) должен научиться, – это видеть в детях мальчиков и девочек и всегда дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим.

Методическая новинка при проведении организованной  и совместной деятельности – речь пойдет о так называемых гендерных нюансах, т. е. правилах поведения мальчиков и девочек в быту и во время занятий при выполнении упражнений в парах, в процессе игры и т. д.

  1. При движении в парах (в ходьбе, беге, прыжках) мальчик всегда обя-

зан находиться слева от девочки.

  1. Независимо от роста детей при построениях (в шеренги, колонны)

впереди всегда должны стоять мальчики.

  1. Крупногабаритное (тяжелое) оборудование и тренажеры переносят

только мальчики. Девочкам можно поручить собрать и складывать мелкий

игровой инвентарь.

  1. Даже если мальчикам приходится тяжеловато при переноске, девочки все равно не должны бросаться им на помощь. Мальчики могут сделать

две ходки, девочкам же лучше в это время просто подождать.

  1. При передвижении в парах через препятствия (например, с куба на

куб) первым проходит путь мальчик, он же подает руку девочке и помогает

перешагнуть с одного куба на другой, а также сойти с препятствия. И т. д. Ведущим во всех упражнениях должен выступать мальчик.

— В процессе физкультурного занятия или в его отдельных фрагментах желательно делить детей на «мальчиковую» и «девчачью» подгруппы. Тем самым мы срузу выделяем и несколько обосабливаем эти два начала: мужественное

и женственное.

— Подбирать такие двигательно-игровые ситуации, в которых мальчики и девочки постепенно сближались бы друг с другом, встречались, взаимодействовали.

— При выполнении упражнений в парах (например, наклонов в сторо-

ны, стоя спиной друг к другу, держась вверху кистями) роль лидера должна принадлежать мальчику. Именно он задает темп, а не наоборот. Здесь

необходимо тщательно следить за тем, чтобы мальчики осуществляли

свое лидерство аккуратно, корректно, не создавая дискомфорта своим

партнершам.

— При преодолении препятствий (выполнении новых двигательных

заданий) первым в качестве разведчика «вступает в бой» мальчик и лишь

затем, по его команде, в движение вовлекается девочка. При этом мальчик

страхует девочку, чтобы она не упала, не ушиблась и т. п.

В любом случае первенство выполнения задания необходимо отдавать мальчикам – будущим мужчинам, и дети должны к этому привыкать.

Необходимо дать возможность мальчикам проявить себя в качестве

защитников.

Советы инструктора по физической культуре

 

Чему учатся наши дети?

У детей 3-4 лет продолжают развиваться разнообразные виды движений. Они учатся ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений ног и рук. Приучаются действовать совместно. Учатся энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед, принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и в высоту с места; в метании предметов. Закрепляют умение энергично отталкивать предметы при катании и бросании. Продолжают учиться ловить мяч двумя руками одновременно. Обучаются хвату за перекладину во время лазанья. Закрепляют умение ползать. Учатся строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учатся сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учатся выполнять правила в подвижных играх. Развиваются психофизические качества, самостоятельность и творчества при выполнении физических упражнений в подвижных играх.

 

К концу года дети 3-4 лет могут:

Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление; выполнять задания: останавливаться, приседать, поворачиваться.

Бегать, сохраняя равновесие, изменение направления, темп бега в соответствии с указанием.

Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.

Ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее 40см. в длину.

Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м. Бросать мяч двумя руками от груди; из-за головы, ударять мяч об пол, бросать мяч вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5м.

Уметь выполнять движения, проявляя творчество и фантазию.

 

Совет родителям: Родителям все время нужно ободрять своего ребенка похвалой, удивляться тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, смелый, сколько он уже умеет.

 

У детей 4-5 лет продолжают развиваться и совершенствоваться двигательные умения и навыки, дети учатся творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закрепляют умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учатся бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь носком. Дети учатся ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учатся энергично отталкиваться и правильно приземлятся в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. Учатся прыжкам через короткую скакалку. У детей закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук. В этом возрасте дети учатся кататься на двухколесном велосипеде по прямой и по кругу. У детей развиваются психофизические качества: быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. Учатся выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознано относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивается у детей организованность, самостоятельность, инициативность, творчество.

 

К концу года дети 4-5 лет могут:

Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.

Лазать по гимнастической стене, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.

Принимать правильное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см.

Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.; принимать правильное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю не менее пяти раз подряд.

Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.

Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.

Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность. Пластичность движений.

 

Совет родителям:В этом возрасте у детей формируется правильная осанка. Важно следить, чтоб ребенок не сутулился.

 

У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.

 

К концу года дети 5-6 лет могут:

Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.

Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.

Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.

Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.

Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.

Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.

 

У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

 

К концу года дети 6-7 лет могут:

Выполнять правильно все основные виды движений.

Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.

Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.

Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.

Сохранять правильную осанку.

Активно участвовать в играх с элементами спорта.

Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Совет родителям: Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Консультация для родителей:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Каждый мальчик может стать солдатом, по небу лететь, по морю плыть,

Охранять границу с автоматом, чтоб свою Отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле защитит ворота он собой.

И за друга во дворе и школе  примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котёнку –потруднее, чем играть в войну.

Если ты не защитил сестрёнку, как ты защитишь свою страну?

(А. Усачёв)

 

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств удошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего   мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших  поступках, сами  не замечая этого.  “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках, на занятиях фольклорного ансамбля «Родничок», в котором участвуют дети старших групп нашего ДОУ. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, они  используются  в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от  матери”.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты,  воспитывается  такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц.  Атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду».

Дошкольный возрастной период— это важный этап в развитии ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Нашу группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеющими ОНР посещает 10 детей. В группу дети поступают после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) г. Сальска. Члены комиссии определяют состояние речи ребенка, уровень развития (внимания, памяти мышления, проверяют знание об окружающем мире и состояние здоровья ребенка). Если у ребенка нет тяжелых физических заболеваний, но речевое (и не только) развитие отстает от возрастной нормы, то ребенок получает заключение в группу компенсирующей направленности.

С этой группой работает 1 воспитатель, младший воспитатель, учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель.

Основная задача в работе с детьми с нарушениями в развитии — это повышение уровня речевого, психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Помочь ребенку на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.

Учебный год учитель-логопед начинает с тщательного стартового логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, отоларингологу, ортодонту, окулисту, психологу и др. специалистам. Анализ диагностики детей позволяет разработать долгосрочные программы групповой и индивидуальной работы с детьми группы. Педагоги тесно взаимодействуют при организации воспитательного и образовательного процесса.

Образовательный процесс построен с учётом коррекционной и образовательной программ. Коррекционная программа, по которой работает наша группа – АООП МБДОУ разработана самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, а также основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-4-е изд., перераб. .-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-352с,  «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой, — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 3- е издание, перераб.  и доп. в соответствии с ФГОС ДО, 2015 г.-240 с.; О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста» (группы компенсирующей направленности от 5 до 6 и от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи)».-М.: издательство ГНОМ, 2014.-128с..

Также проходит обследование педагогом- психологом. И разрабатывается индивидуальная программа на каждого ребенка.

В работе с детьми с нарушениями в развитии ставились такие общие цели:

  • создание ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного речевого, психического развития;
  • обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой) ;
  • профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.

Единство указанных задач определяет направления работы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с нарушениями в развитии.

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его речевых и интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношения к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают лучше разговаривать, выражать свои мысли, осмысливать собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Немаловажное значение в успешной адаптации детей к новым условиям имеет предметно-пространственная организация группового помещения, логопедического кабинета и кабинета педагога-психолога. Кабинеты  оснащены необходимыми учебно-методическими и игровыми материалами, где проходят фронтальные, индивидуальная  и индивидуально-подгрупповая  образовательная деятельность. Занятия проходят в занимательной игровой форме, при этом учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Дидактическая игра и игровые упражнения позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность детей с нарушениями в развитии, закрепляют, активизируют и приводят в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на постоянной цели. Установлено, что существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если ребенок манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому важно использовать игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют предметы и т. д. Например: различные мозаики, пазлы, различные вкладыши, шнуровки и др. С помощью таких игрушек и игр расширяются знания родного языка, дети знакомятся со свойствами предметов, и при этом развиваются наблюдательность, сообразительность, логическое мышление и ловкость

Успешная работа педагогов и детей обусловлена также активным участием родителей в учебном процессе, поэтому очень важна тесная взаимосвязь и плодотворное сотрудничество родителей с логопедом, а также с другими специалистами дошкольного учреждения воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, медицинскими работниками. Логопед, воспитатели, психолог проводят консультации для родителей, где родители могут увидеть и узнать, как проводится коррекционная работа с детьми, на каком уровне развития находится речь ребенка, получить полезные рекомендации для самостоятельной работы дома, задать интересующие их вопросы. Эффективность работы в группах компенсирующей направленности будет тем успешней, когда взаимосвязь между участниками коррекции будет как можно лучше!