Как рассказывать детям о войне

Стихи для детей
о Великой Победе
 

Что такое День Победы

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
(А. Усачёв)

День Победы

День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

«Как рассказывать детям о войне»

Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы  их дети и внуки никогда не знали войны.  За 70 лет мира в нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев, по книгам и фильмам. Однако, с каждым годом носителей памяти о той войне становится все меньше и меньше. Есть большой риск того, что события Великой Отечественной войны будут постепенно стираться из памяти. 

 Поэтому детям обязательно нужно рассказывать о прошлых (трудных, но героических) страницах истории нашей страны. 

Необходимо осторожно и вдумчиво подойти к отбору содержания. Можно выделить несколько ключевых тем для разговора.

О тяготах войны. Не нужно рассказывать обо всех ужасах войны. Рассказывать нужно столько, сколько ребенок готов понять, избегая лишних подробностей. О смерти следует говорить только в том случае, если дети задают вопросы. Содержанием бесед могут быть  факты о жизни детей во время войны, ее сравнение с жизнью детей в мирное время. Это может быть разговор о том, что было голодно и маленький кусочек хлеба приходилось растягивать на целый день; о том, что дети не ходили в школы и детские сады, потому что они были разрушены; о том, что дети работали на заводах и заменили взрослых, ушедших на фронт; о том, что жить приходилось в землянках и подвалах, в которых было сыро, темно и холодно; о том, что часто дети и их родители жили в разлуке. При этом взрослый должен не просто сообщать факты, но обязательно акцентировать внимание на том, как важно сохранить мир и не допустить повторения войны.

О героизме (о героях, городах-героях, боевых наградах). Важно подчеркнуть, что Победа состоялась потому, что героями были все: и люди, и города; и те, кто принимал участие в сражениях, и те, кто работал на Победу в тылу; и те, кто получил боевые награды, и те, кто остался неизвестным героем. Взрослому необходимо показать, что настоящие герои – это защитники, освободители, труженики тыла.  В нашей стране в каждой семье есть свои герои войны, о которых нужно помнить и рассказывать.

О символах и атрибутах Победы (парад Победы, знамя Победы, Георгиевская ленточка, салют, военные песни, Вечный огонь). Пространство дошкольника не просто должно быть насыщено образами Победы.  Старшим детям важно рассказывать о значении каждого символа.  Например, цвета Георгиевской ленточки повторяют цвет Георгиевской ленты к ордену «Святого Георгия», к ордену «Славы» и к медали «За Победу над Германией». Цвета ленты – желто-оранжевый и черный означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы.

Содержательной основой могут быть книги и мультфильмы о войне для детей дошкольного возраста. 

Например, книга Д. Пентегова «Паровоз «Овечка» из серии «Настя и Никита». Герой этой сказки — небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы. Кстати, в нашем городе можно увидеть такой паровоз на постаменте около железнодорожного вокзала.

Вместе с детьми можно посмотреть и обсудить мультфильмы, в которых через понятные дошкольнику образы повествуется о событиях Великой Отечественной войны. Список мультфильмов о войне не очень большой («Салют», «Воспоминание»«Легенда о старом маяке»«Василек»«Солдатская лампа», «Приключения красных галстуков»). Ценность мультфильмов в том, что главным их содержанием являются переживания (а не спецэффекы) героев и при обсуждении именно это должно стать основой для разговора взрослого и ребенка после просмотра.